19 просмотров

Годы жизни: 1830—1897Алексей Саврасов — автор знаменитой картины «Грачи прилетели» и мастер лирического пейзажа. Он одним из первых в русском искусстве стал воспевать в своих работах красоту родной природы, писал виды Подмосковья, Поволжья и окрестностей Петербурга. В числе его учеников были живописцы Исаак Левитан, Михаил Нестеров и Константин Коровин, которые во многом продолжали традиции своего учителя.

Студент из Замоскворечья

Алексей Саврасов родился в 1830 году в Москве, в семье состоятельного купца. В 12 лет он увлекся живописью: сам научился рисовать и стал писать акварельные пейзажи, сюжеты для которых находил в разных журналах. Кондратий Артемьевич, отец Алексея, противился занятиям сына: художников он считал малярами, а само рисование — занятием, неспособным прокормить семью. Он хотел, чтобы сын продолжил семейное дело и стал купцом. 
Однако работы юного Саврасова были популярны у рыночных торговцев: они покупали картины и продавали с наценкой. На вырученные деньги юноша смог оплатить учебу и в 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после смерти матери Саврасов на время оставил училище и вернулся туда только спустя четыре года.
Он попал в класс к живописцу Карлу Рабусу, признанному мастеру пейзажа. Рабус отлично знал теорию и историю искусства, знакомил учеников с произведениями мастеров Возрождения, с творчеством Леонардо да Винчи, а также с более поздним искусством Европы. Саврасов делал большие успехи в учебе. 
В конце 1840-х годов молодой художник отправился в путешествие на юг России, побывал в Малороссии и Одессе. Оттуда он привез картины, за которые критики назвали 19-летнего Саврасова «надеждой русского искусства».
На полотнах Саврасов стремился запечатлеть прекрасное в обыденной, повседневной жизни. Искусствоведы отмечают, что он одним из первых открыл красоту русской природы: до него отечественные живописцы предпочитали европейские виды. Саврасов писал типично русские пейзажи — поля и леса, деревни и сельские дороги, холмы и луга.

Лирика русской природы

В 1854 году выставку начинающих художников посетила великая княгиня Мария Николаевна, дочь императора Николая I. Княгиня приобрела картину Саврасова «Степь с чумаками вечером», чем вызвала удивление публики: Мария Николаевна собирала коллекцию полотен лучших мастеров России и Европы. На этой картине Саврасов изобразил торговцев солью и вином — чумаков, которые устроились на ночлег в степи у костра. Художник написал необычное закатное небо яркого оранжево-розового цвета в романтической манере, характерной для его раннего творчества.
Княгиня пригласила молодого живописца в Петербург, чтобы он запечатлел местные виды. Саврасов провел в особняке дочери императора несколько месяцев. За пейзажи «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», созданные в загородной резиденции, мастер получил звание академика. Саврасов стал знаменит, у него появилось много заказов, ему сулили карьеру придворного художника. Но он отказался от перспектив в Петербурге и уехал из столицы в Москву.
В 1857 году художник возглавил пейзажный класс в Московском училище живописи, который сам окончил раньше. Он учил студентов писать с натуры и работать на пленэре — не в мастерских, а на природе, наблюдать ее изменчивость и зарисовывать виды. Ученик Саврасова Константин Коровин вспоминал, что мастер мог прервать урок, чтобы отправиться с классом в парк. А с приходом весны Саврасов всегда вывозил студентов за город. 
В училище Саврасов подружился с художниками Василием Перовым и Константином Герцем, на сестре которого, Софье Герц, впоследствии женился; в браке родилось пятеро детей. В доме супругов собирались живописцы, литераторы и меценаты. У них бывал основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, он выбирал и приобретал полотна Саврасова еще до того, как тот представлял их на выставках.
В своих картинах художник стремился передать определенное настроение. Например, в работе «Сельский вид» Саврасов запечатлел типичный русский пейзаж: речку, деревню вдали, равнину и холмы. На первом плане картины отдыхает крестьянин-пасечник, окруженный цветущими деревьями. Светлая и мягкая цветовая гамма полотна, мирные образы передают радость и тепло весеннего дня.

1 / 3Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея. Москва

«Грачи прилетели»

В 1870-е годы Алексей Саврасов ездил в поисках красивых видов на Волгу, в Кострому, Нижний Новгород и Юрьевец. В 1870 году он взял в училище отпуск на несколько месяцев и уехал работать в Ярославль. В поездке тяжело заболела его супруга, а затем умерла их маленькая дочь. Художник сильно переживал утрату, он находил утешение только в живописи.
В 1871 году Саврасов уехал под Кострому на этюды. В селе Молвитино (позже — Сусанино) он сделал несколько набросков: старинная церковь в запустении, темные избы, весенняя оттепель. Эти этюды легли в основу полотна «Грачи прилетели», которое мастер заканчивал уже в Москве. 
Художник Александр Бенуа писал о знаменитой картине:
Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни.
Саврасову удалось не просто правдиво запечатлеть весеннюю распутицу в средней полосе России, но и найти в ней красоту, которую увидели и зрители. Бенуа писал, что «картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя».
«Грачей» Саврасов представил на первой выставке художников-передвижников. Полотно произвело большое впечатление на публику и коллег-живописцев. Еще до открытия выставки картину приобрел в свою коллекцию Третьяков. А специально для императрицы Марии Александровны, которая тоже пожелала ее купить, Саврасов написал копию.
В конце 1880-х годов в жизни художника наступил кризис. Разрушилась семья, он стал болеть, пристрастился к алкоголю и бедствовал. Саврасова уволили из училища, где он преподавал 25 лет. Мастер продолжал писать пейзажи, но его работы уже не вызывали прежнего восхищения у публики и критиков. Картины Саврасова за небольшие деньги приобретали перекупщики. Живописец умер в 1897 году в Москве, в больнице для бедных.

Последние десятилетия были нелегкими для художника. В 1882 году Саврасов лишается должности преподавателя в Московском училище и казенной квартиры. Известны прошения художника о денежных ссудах, о жилье. Эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.

Вам также может понравиться...

Иван Шишкин
Самые интересные выставки сентября
Черняховск-маленькая Европа