53 просмотров

Особое место в русском национальном костюме занимали головные уборы, которые в исторических документах называются «рогатыя кички».

Название «кика», или «кичка», как предполагают исследователи, произошло от старославянского «кыка» — «волосы». В болгарском и хорватском языках «кика» также означала косу или чуб. Со временем такое имя получили и женские головные уборы.

Крой кички отличался твердой налобной частью с особым возвышением. В разное время и в разных регионах возвышение выполняли в виде копытца или лопатки, но самой древней считается форма с рогами.

Рогатые кички были особенно популярны на юге Руси. Их твердую основу делали из разных материалов: в ход шли дерево, береста, валики с соломой, плотно простеганный холст, а также луб — внутренняя часть коры. В итоге рожки могли быть либо совсем небольшими, либо весьма внушительными — до 20−30 сантиметров. Их обшивали тканью.

Историк Кирилл Бабаев отмечает, что другие формы кичек родились из рогатой: смотрящие в стороны острые углы у «копытца» и «лопатки», скорее всего, остались как след былых рогов.

Кичка была обязана закрывать всю прическу. В старину считалось, что замужняя женщина не должна показывать посторонним свои волосы. Как только статус девицы менялся на «мужатую», то есть замужнюю, открытая коса становилась неприемлемой.

Кичка всегда была обильно украшена: ее великолепие должно было затмить красоту естественной прически. Чем наряднее был убор, тем больший почет получала его обладательница. Жемчуг, бисер, золотное шитье — все это отражало высокий социальный статус хозяйки.

О красивой кичке мечтала Бобылиха в пьесе Александра Островского«Снегурочка». Она уговаривала девушку выбрать богатого жениха и причитала:
…Мы не хуже
Соседей бы пожить умели. Дай-ка
Мошну набить потолще, так увидишь:
Такую-то взбодрю* с рогами кику,
Что только ах, да прочь поди.
(*Cправлю, обрету.)

В исторических источниках нет точного ответа на вопрос, почему стали так популярны именно рогатые уборы. Но исследователи предлагают несколько версий зарождения этой традиции.

Этнограф Дмитрий Зеленин отмечал, что первобытный мотив подражания животным встречался в одежде многих народов. Он считал, что из этой особенности могла вырасти более поздняя трактовка — защита от дурного глаза. В древности рога воспринимали как мощный оберег. С этой традицией, скорее всего, связано наличие рогов на языческих воинских шлемах. Например, на микенских вазах, созданных во втором тысячелетии до нашей эры, сохранились изображения воинов в рогатых уборах. А в Британском музее в Лондоне хранится рогатый шлем кельтов 150−50 годов до нашей эры.

Дмитрий Зеленин писал:
В таких именно шлемах мы склонны видеть источник широко распространившейся у вост[очных] славянок древней моды на двурогие головные уборы. И это тем более, что жены вообще могли носить и носили одежду своих мужей.
Защитную функцию этнограф приписывал и женским рогатым кичкам. Он отмечал, что они «служили оберегомребенкаи его матери, особенно роженицы, отнечистой силыи злого глаза».

Косвенно эту версию подтверждает еще один факт. Похожую роль в родильных обрядах играл и другой «рогатый» предмет — ухват. Для защиты роженицы его ставили рогами к печи. А в Орловской и Тульской губерниях ухват вместе со сковородой прятали под брачное ложе «от порчи».

С рогатостью тесно связана идея не только защиты, но и плодовитости. Часть исследователей отмечает, что «рогатыя кички» могли отсылать к образам женских языческих божеств и служить символом плодородия.

Вам также может понравиться...

Великий художник-Алексей Саврасов
В Центре Курехина проходит выставка работ номинантов премии Сергея Курехина за 2021 год
Почему «цыплят по осени считают»?
Театральное закулисье: как жили актеры XIX века