Шереметевкий дворец (Фонтанный дом) с 1990 г. является филиалом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Бывшая усадьба графов Шереметевых — уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа. Участок реки по Фонтанке был пожалован Петром I фельдмаршалу графу Б. П. Шереметеву в 1712 г.Дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки — С. И. Чевакинский. В создании интерьеров дворца и усадебных построек участвовали архитекторы Ф. С. Аргунов, И. Е. Старов, Д. Кваренги, А. Н. Воронихин, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков, М. В. Красовский и др.До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых. Страницы художественной истории Фонтанного дома написаны в разные годы. Стены дворца помнят голос знаменитой графини-крестьянки Прасковьи Жемчуговой — примадонны шереметевского крепостного театра. В 1827 г., здесь бывал А. С. Пушкин в мастерской
О. А. Кипренского, писавшего портрет поэта.В Белом зале, созданном на заре пушкинского века архитектором Д. Кваренги, выступали знаменитые певцы, давала концерты графская капелла — первый российский хор, исполнявший сочинения Д. Палестрины, А. Лотти, Б. Марчелло. Впоследствии здесь выступали артисты Мариинского театра, Великорусский оркестр В. В. Андреева, симфонические оркестры.После революции 1917 г. Шереметевский дворец был преобразован в Музей быта. В основу его фондов было положено художественное собрание графов Шереметевых. В 1929 г. Музей был ликвидирован, а предметы коллекции переданы в музеи, библиотеки и архивы Ленинграда и Москвы.
Вплоть до 1989 г. здания усадьбы занимали различные учреждения. Помещения дворца были перестроены. Решение о передаче здания Музею театрального и музыкального искусства, принятое на музейном совете Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, положило начало реставрационным работам, связанным с восстановлением парадных и мемориальных интерьеров.В залах дворца решено было разместить одну из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов. Музыкальная история Фонтанного дома способствовала созданию образа будущего музея. Интерьеры Шереметевского стали драгоценной оправой для музыкальной коллекции, которая была основана более ста лет назад начальником Придворного оркестра бароном К. К. Штакельбергом. Первыми ее экспонатами стали музыкальные инструменты императорской семьи. В XX в. коллекция как часть государственного музейного фонда пополнялась за счет поступлений из музеев, консерватории, частных собраний. В 1984 г. она стала частью фондов Музея театрального и музыкального искусства.Сейчас в состав коллекции входят инструменты, принадлежавшие императорам Александру I, Николаю I, Александру III, Николаю II; инструменты русского рогового оркестра; музыкальные инструменты народов России, Европы и Востока; именные инструменты, принадлежавшие М. И. Глинке, А. С. Даргомыжскому, А. Г. Рубинштейну, А. К. Глазунову и другим известным музыкантам. В коллекции более трех тысяч экспонатов.
В настоящее время в залах Шереметевского дворца можно увидеть более 1500 музыкальных инструментов.В парадных залах дворца нашли отражение история знаменитого рода и семейные музыкальные традиции, представлены предметы шереметевских коллекций живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Постоянная экспозиция подготовлена благодаря многолетней творческой поддержке Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино» − музеев, хранящих реликвии Фонтанного Дома.С «родными» произведениями искусства гармонично сочетаются предметы частных коллекций, приобретенные Музеем театрального и музыкального искусства или полученные им в дар за прошедшие четверть века. Это частные коллекции живописи и декоративно-прикладного искусства В. В. Стрекалова-Оболенского (передана в дар музею А. М. Сараевой-Бондарь в 1998 г.); В. М. Голод (передана на постоянное хранение в Шереметевский дворец в 2000 г. по завещанию владелицы); ювелирная композиция «Крест Монте Дженерозо» известного швейцарского ювелира Вилли Инауена (передана в дар автором в 2014 г.).