Одним из основных развлечений в России XIX века был театр. Однако жизнь артистов той эпохи очень отличалась от сегодняшней. Существовало множество трупп, большинство их участников тяжело работали и жили на скудный заработок. Мы собрали цитаты актеров о трудовых буднях: читайте, почему они не учили роли, надевали «белые женины чулки» и ели голубей.
В XIX веке в России было всего пять государственных театров. Их называли императорскими — это Александринский, Мариинский и Михайловский в Петербурге и Малый и Большой театры в Москве. В регионах работали только частные театры — антрепризы. Они делились на три типа — крупные, средние и малые. Крупные держали постоянные владельцы, которые снимали специальные здания и приглашали одних и тех же артистов. У средних мог быть один или несколько владельцев, но артисты зачастую каждый сезон выступали в новом городе. Малые больше напоминали бродячие труппы.
Большинство антреприз относились к средним и малым. Артисты в них вели нестабильную кочевую жизнь. Их нанимали на небольшое время — на зиму или на лето. В XIX веке сезоны зависели от религиозных праздников и длились гораздо меньше сегодняшних, с сентября по февраль и с мая по август. За это время артистам приходилось играть десятки премьер: репертуарные театры с постоянной афишей появились лишь в конце XIX века, а в провинции труппы зависели от интереса зрителей и старались показывать как можно больше новинок.
Условия
— Ну, вот что, — говорил мне за кулисами Афанасьев, — это нам подходяще. Только вы что-нибудь повеселее, чтобы публика поржала. Ну, там, про тещу, что ли, али про рога… Сюртук здесь вешайте, это общий, от хозяина. Условия такие: тридцать рублей в месяц, обеды и ужины всегда, две бутылки пива на рыло в день. Выступать ежедневно, пока хозяин не прогорит. Идет?
— Идет!
Я был счастлив и горд.Григорий Ге
О чем фрагмент:
Актер Григорий Ге описал типичный договор с малой антрепризой.
Что ели и как жили
В Ельце, в тридцатых годах, труппа, в которой был и Садовский, питалась голубями; часто за эту охоту попадал на съезжую не «волшебный», а голодный стрелок. Один из актеров чуть не умер с голоду. А Садовский, первый комик труппы, сам мыл на реке свою единственную рубашку. Как-то раз сиделец мелочной лавки, довольный игрой Садовского, принес ему восьмушку чая. С каким восторгом собралась вся голодная труппа в его комнатку. Хозяйка снабдила самоваром, но не дала угольев. Отправились артисты собирать сухие листья и ветки; кое-как после долгих ожиданий закипел-таки самовар и первый раз в два месяца выпили они чаю!Алексей Стахович
О ком фрагмент:
Пров Садовский — актер Малого театра и родоначальник театральной семьи Садовских. Начинал в провинциальных труппах.
Театр и религиозные праздники
Два месяца Великого поста дают нам первый удар, и благо тому, у кого есть место на лето. С падением крепостного права, с железными дорогами, сделавшими многие ярмарки немыслимыми, Великий пост — наш «мертвый сезон» растянулся для многих из нас до августа: летние труппы редко-редко где могут продержаться.Лев Самсонов
О чем фрагмент:
По законам Российской империи во время больших религиозных праздников и постов театры не могли работать. Исключения делали только для иностранных, то есть неправославных, трупп. Во время Великого поста артисты искали работу, это время так называемых актерских бирж, на которые съезжались из разных городов. Большинство артистов не имели постоянного места работы и искали его каждую весну.
Отдельное явление этого времени — трактиры, куда артисты ехали заключить договор. Из-за того, что других занятий во время Великого поста не имелось, многие жили при трактире два месяца, кутили и проедали все заработанное. Некоторые антрепренеры пользовались этим. Они ждали, пока актеры потратят деньги и окажутся в бедственном положении, чтобы нанять их дешево.
Реклама
Ставил Милославский какую-то пьесу, причем сделал в афишах объявление, что на сцене будет настоящий осел. Сотрудник «Новороссийского телеграфа» перед спектаклем тиснул заметку, что очень сомневается, что на представлении будет живой осел. Тогда Милославский в другой газете, на первой странице жирным шрифтом поместил публикацию в траурной рамке, чтобы на нее все обратили внимание, в которой убедительно просил означенного сотрудника «Новороссийского телеграфа» пожаловать в театр и заверял, что тогда в театре будет живой осел.Владимир Давыдов
О чем фрагмент:
Николай Милославский — актер, режиссер и антрепренер — старался завлечь зрителей на свою постановку. Театр в XIX веке не считали элитным досугом, особенно в провинции. Его можно сравнить с сегодняшним телевидением: высокая конкуренция, постоянный поток спектаклей и необходимость завоевать зрителя. Часто постановки рекламировали при помощи аттракционов, диковинок или хорошего буфета.Читайте также:
Как выглядели спектакли
Всего декораций имелось две. Производя те или иные переделки, их использовали для любых спектаклей. Играя «Ревизора», актеры надевали якобы мундиры чиновников. Если шла так называемая светская пьеса, мундиры оставались те же, но светлые пуговицы обтягивались черным. Сценическую мебель чаще всего заменяли обыкновенные стулья. В оркестре сидело шестеро музыкантов. Режиссура отсутствовала. Спектакли ставили сами актеры, изобретая различные кунстштуки, долженствовавшие, по их мнению, иметь успех у публики.Юрий Дмитриев
О чем фрагмент:
В XIX веке в русском театре часто не было специальных декораций и костюмов для каждого спектакля. Существовали типовые декорации-«комнаты», гардероб театра и вещи, которые артисты возили с собой. Для всего, что не укладывалось в этот набор, подбирали обстановку, часто случайную.
Репетиции и работа с текстом
Чем больше я посещал спектакли драмы, тем более смутно становилось у меня на душе, и я с ужасом думал, как подойти к этому Вавилону. Ролей не учили. Суфлер работал вовсю. Даже «Ревизора» играли своими словами, не давая себе труда выучить как надо текст. Особенно меня приводил в отчаяние Варламов.Петр Гнедич
О чем фрагмент:
Петр Гнедич писал о спектаклях Александринского театра. Константин Варламов — один из ведущих его артистов, комический актер конца XIX — начала XX века. Изначально он работал в провинциальном театре: там постоянно менялся репертуар, и актеры играли только «под суфлера». Однако когда они переходили в более крупные театры с щадящими условиями, привычка не работать над текстом оставалась.
Классика в провинции
Занавес взвился. На сцене, слева и справа, какие-то мирные сельские домики, долженствующие изображать дворцы двух враждующих знатных сеньоров… И вот на сцену выступали «изящные» кавалеры. У одного на кривых ногах грязно-розовое трико, у другого — белые женины чулки, пришитые к собственным купальным трусам.Александра Глама-Мещерская
О чем фрагмент
Мемуаристка описала свой бенефис — спектакль, который ставился «на конкретного артиста» — в провинции. Известные актеры часто гастролировали сами, работали с разными труппами, предлагали свои постановки. В цитате речь идет о «Ромео и Джульетте» — ее выбрала бенефициантка. А труппа вышла на сцену в костюмах, которые собирала из личных вещей.
Публика
Дамы приезжали в ложи в самых простых, домашних нарядах и спокойно вязали чулки, изредка утирая ими слезы в патетических местах или откладывая работу на минуту, чтобы от души похохотать.Рафаил Зотов
О чем фрагмент:
В XIX веке, особенно в провинции, в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль. Зажиточные горожане, которые покупали билеты в отдельные ложи, встречались там со знакомыми, обсуждали новости, решали дела — то есть театр походил на сегодняшние клубы-рестораны с музыкантами на фоне еды и бесед.