Циркульное депо г. Черняховск (Инстербург)

,

Циркульное депо г. Черняховск (Инстербург) «Купол Шведлера».
Циркульное паровозное депо Rundschuppen в Инстербурге построено на Людендорф-штрассе в 1873 году.
Построено в 1871–1873 годах на Гумбиннерштрассе – новой улице, образовавшейся вскоре после открытия железнодорожной линии Кёнигсберг-Эйдткунен и вокзала Инстербурга / часть улицы после Первой мировой войны была переименована в Людендорфштрассе, а после 1945 года в улицу Железнодорожную. Поначалу проходная станция Инстербург обходилась временными строениями. Однако к открытию в 1873 году второй линии Восточной дороги – через Торн / Торунь и Алленштайн / Ольштын – от Берлина до Эйдткунена были возведены новые депо, мастерские, водонапорные башни и станционные здания, в том числе циркульное депо на узловой станции Инстербург.
Типовой проект 52-метрового кирпичного депо на 15 стойл составила Королевская комиссия Восточной дороги, применившая над центральным поворотным кругом так назваемый “шведлеровский купол”: инженер И.-В.Шведлер первым создал в 1863 году лёгкую, прочную и простую в изготовлении решётчатую оболочку. За десятилетие она доказала свою пригодность и преимущества перед строившимися в 1850-е годы по Николаевской железной дороге циркульными “паровозными сараями” с кольцом массивных внутренних стен и распорными арками между стойлами. Депо, подобных инстербургскому/черняховскому, в России более нет.
В Инстербурге уже в 1900-е годы тоже пришлось возводить веерное депо и искать иное назначение для старого: новые паровозы не вмещались в его стойла и на поворотный круг.
Здание паровозного депо представляет собой круглое в плане сооружение с купольной крышей с фонарем, опирающейся на шестнадцать колонн. Купол возведен под руководством верховного инженера Пруссии Иоганна Вольфганга Шведлера. Наружные стены в виде правильного пятнадцатиугольника радиусом 20 метров выполнены из полнотелого красного керамического кирпича. Оконные и дверные проемы с лучковыми перемычками.
Иоганн Вольфганг Шведлер был верховным инженером Пруссии, в Инстербурге под его началом был создан уникальный свод, который прозвали «Парящая сталь».
Год возведения депо под куполом определяется косвенно, по деталям: сплошные пруты-диагонали шведлеровского купола, без натяжных колец, заставляют датировать постройку до 1875 года. О том же говорят и составные, из уголков, профили его рёбер, и подпружные фермы внешнего нефа, и филенчатые цоколи чугунных колонн. Общий пролёт зала, превышающий 25 м, заставляет сдвинуть проект на не ранее 1870 года, а строительство на 1871—1873 годы.
Здание следует шнейдемюльскому прототипу, но с отклонениями. Так водокачки была постройка отдельной, без соединительного перехода, со службами в нижних этажах. К ней в ряд пристроена целая шеренга полутораэтажных домов железнодорожных служащих.
Позднейшей встройкой три отсека депо были выделены в особые двухэтажные мастерские, «дом в доме». Утратились вентиляционные трубы, отмечавшие каждое паровозное стойло: вероятно, это произошло при замене кровель, лёгких толевых по деревянной обшивке.
Отказ от поворотных кругов внутри здания объясняют габариты шедших на осмотр паровозов: под купол, в круг его 16 колонн, помещались лишь 15 машин с базовым расстоянием до 11,50 м, а таких к рубежу веков почти что и не оставалось. Локомотивы системы многих единиц не помещались даже в открытый двор радиального депо! До конца 1950-х годов в здании циркульного паровозного депо функционировали мастерские по ремонту и промывке паровых кранов А с 1960-х под куполом разместились автопредприятие и школа ДОСААФ.
Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 24.11.2016 № 360 циркульное паровозное депо под наименованием “здание мастерских Шведлера” включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Таких циркульных депо было шесть: два в Берлине, один в Инстербурге (теперь Черняховск) и три в Польше — Пила (Шнайдемюль), Быдгощ (Бромберг), Тчев (Диршау).