Не сравнивай: живущий несравним…

Морской пейзаж. Лев Лагорио. Картина

Волкова Светлана Викторовна — куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево»

«Не сравнивай: Живущий несравним…»
Живопись, графика первой половины ХХ века из собрания музея В.А. Тропинина и коллекции Валерия Дудакова

Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени состоит главным образом из произведений первой трети XVIII — середины XIX веков и связано с именами выдающихся русских художников: В.А. Тропинина, И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова,
Ф.С. Рокотова и других.

В культурном диалоге с произведениями прошлого в собрании пребывают живописные полотна и графические работы первой половины XX века. Они и стали предметом выставочной публикации «Не сравнивай: живущий несравним…». Это высказывание принадлежит Осипу Мандельштаму, поэту ХХ века, и такой взгляд на вещи сформирован культурой века.

Стоит подчеркнуть, что произведения 1900–1920-х годов из коллекции Валерия Дудакова органично включены в выставочную публикацию Музея. Выбор произведений, ориентированный на индивидуальные стилевые системы художников, продиктован желанием и необходимостью показа содержательных и формальных перекличек между символизмом и авангардом. Что лежит в основе живописи? Коллекционер, который хочет собрать коллекцию из своих любимых картин, приобретённых им у других. Пабло Пикассо На выставке «Не сравнивай: живущий несравним…» экспонируются произведения художников передвижнической живописи и сторонников новых форм в искусстве, выбравших в качестве ориентиров символизм и модерн, свободное письмо импрессионизма и «стилизм» мирискусников, наконец, авангард, иронически встреченный Александром Бенуа в 1910 году. 
Первая четверть XX века прошла под знаком свободы творчества и апологии творческой индивидуальности. Следующая четверть подкорректировала эту ситуацию примерно в духе Иоганна Вольфганга Гёте:Только о сумасбродном и совершенно беспорядочном художнике позволительно
говорить, что всё у него — своё; о настоящем — невозможно. Историческая дистанция помогает оценить это «всечеловеческое, яснеющее» искусство.