Иконописные школы России

Какими секретными техниками пользовались мастера в разных городах.


Русская иконопись берет начало из раннего христианского искусства — символических росписей на стенах римских катакомб и пышных византийских фресок. Первые иконы появились на Руси после крещения в 988 году, их писали в Киеве приглашенные мастера из Византии. Но уже спустя два столетия начали возникать русские школы, мастера которых создавали свой стиль. Рассказываем, какие краски и композиции предпочитали художники в разных городах и какими деталями они дополняли иконы.

Как на Руси появились иконы

Самые древние иконы, сохранившиеся до наших дней, датируются VI веком. Мастера создавали их в технике энкаустики: расплавленные краски замешивали с воском и расписывали ими деревянную основу.
Изначально Вселенский собор Христианской церкви в Константинополе предписывал изображать Спасителя только «по человеческому естеству», не наделяя иконы символизмом. Но с веками иконописное искусство менялось. В VIII–X веках сложились новые каноны: на смену натуралистичным изображениям пришли лики с обобщенными чертами, а объемные фигуры сменились схематичными и плоскими.
После крещения Руси в 988 году повсеместно стали возводить православные храмы. Расписывать их чаще всего приглашали мастеров из Византии. Именно благодаря им на Руси и появились первые иконы — в византийском стиле.
Для стиля были характерны мозаичная роспись с точными пропорциями и тяжеловесными формами и фрески — религиозные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Краски подбирали темных тонов.
В Киеве иконы и фрески создавали по строгим канонам: все фигуры изображали плоскими и симметричными, в строго определенных позах, с суровыми или скорбными ликами и большими глазами. Складки одежды передавали схематично. Цветовая палитра была сдержанной, а нимбы, орнаменты и драгоценные украшения прорисовывали золотом. 
Одним из ярких примеров домонгольских церквей византийского образца считается храм Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинная церковь, конца X века. До наших дней она не сохранилась, но археологи установили, что мастера украсили здание мозаикой и фресками. В куполе поместили центральный образ в иконографии Иисуса Христа Пантократора, или Спаса Вседержителя, грозного Небесного Царя и Судии. В алтарном выступе, обращенном на восток, — апсиде — мастера написали фигуру Богоматери с воздетыми к небу руками. Такое изображение называется Оранта, или Молящая. Кроме фресок и мозаик храм богато украсили мрамором и порфиром — темно-красным кварцем.
Постепенно древнерусские мастера разбавляли византийские традиции нововведениями. Например, в Софийском соборе на одной из стен написали семью князя Ярослава Мудрого, эта фреска частично сохранилась до наших дней. В православных храмах того времени членов княжеских семей не изображали.
В XI веке на Руси открылась первая иконописная школа. Ее основали мастера из Константинополя, которые в 1073–1089 годах строили и расписывали Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Ученики школы — преподобные Алипий и Григорий — стали первыми русскими иконописцами, а успенские фрески копировали многие художники-последователи.
Со временем в разных городах Руси складывались свои иконописные традиции. Самыми крупными иконописными школами исследователи считают Новгородскую, Владимиро-Суздальскую, Московскую, Псковскую, Строгановскую и Палехскую. Изначально каждая из школ опиралась на иконописные традиции Киева. Но со временем наметилось и влияние разных школ друг на друга.

Новгородская школа

Во время нашествия Батыя в 1237–1240 годах многие храмы разрушили, иконы уничтожили, а ремесленников угнали в плен. Секреты мастерства были утрачены. Но большая коллекция домонгольских икон сохранилась в Великом Новгороде, который находился вдали от сражений. Одна из главных иконописных школ Древней Руси сложилась здесь еще в XII веке.
Чаще всего иконы новгородской школы писали на светло-желтом фоне. Композиции составляли из одной-трех фигур или делали многосюжетными. Все элементы мастера располагали равномерно: не оставляли пустых полей, но и не перегружали композицию. Постройки изображали симметричными, а деревья — орнаментальными. 
Новгородские иконописцы противопоставляли белый цвет красному. Первый символизировал святость и чистоту, второй — кровь Христа, который искупил человеческие грехи. Для растений использовали темно-зеленые тона, а горы писали в виде легких силуэтов желтого, зеленого, синего и фиолетово-розового оттенков.
Ноги и руки на иконах мастера изображали схематично, а вот черты лица выписывали детально. Элементы одежды, например кресты на длинной ленте — омофоре, чаще всего выделяли темными цветами. Золотистые оттенки присутствовали в основном в торжественных сюжетах, таких как «Христос в воскресении» или «Христос во славе». На этих иконах одежду святых покрывали инокопью, или ассистом, — клеящим веществом на основе чесночного сока и сусла, которое сверху золотили.
Часто на иконах изображали сцены и сюжеты из апокрифов — произведений на библейскую тему, которые складывал народ. Многие из них официальная церковь в те времена считала недостоверными. К ним исследователи относят некоторые изображения Николая Угодника и Георгия Победоносца.
Одним из важных направлений новгородского искусства стали житийные иконы. В среднем поле мастера писали фигуру святого в полный рост или по пояс. В боковых клеймах — небольших квадратах — размещали эпизоды из жития этого святого. Темные силуэты чередовали со светлыми.

1 / 2Троица ветхозаветная. 1530–1540-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Псковская школа

Псковская школа появилась в XIII веке. Сначала мастера перенимали традиции Новгорода, но позже создали свой стиль. Композиции псковских икон были ассиметричными, без выраженной детализации. Фон выбирали желтый или золотой, а остальная палитра состояла из белых, розовых и темно-зеленых оттенков. В таких цветах написана икона «Собор Богоматери» XIV века. В центре нее изображена Богородица — она восседает на розовом троне на фоне темно-зеленых гор.
В более поздних иконах образы сменились на напряженные и динамичные, краски стали темнее и гуще. Зеленые оттенки становились почти черными или сменились на мутный синий, появилось больше плотных вишневых или красных оттенков с характерными оранжевым или розовым тонами. К таким иконам относится «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с житием», которую написали для церкви Варвары в Пскове. Псковская школа была одной из самых долговечных и перестала существовать лишь в начале XVII века.

1 / 2Собор Богоматери. Последняя четверть XIV века. Государственная Третьяковская галерея

Владимиро-Суздальская и Московская школы

Со второй половины XII века и до конца XIII века Владимир и Суздаль были культурными центрами. В произведениях местных иконописцев преобладали сочетания серебристо-голубого или серого цветов с розовым, зеленоватым и лиловым. Краски были неяркими и приглушенными.
Из икон Владимиро-Суздальской школы, которые сохранились до наших дней, самыми значимыми считаются «Богоматерь Боголюбская» середины XII века, «Спас Эммануил с ангелами» конца XII века и «Димитрий Солунский» конца XII века — начала XIII века.В XIII веке владимиро-суздальские мастера постепенно отошли от византийских традиций и добавили в местную иконопись мотивы народного творчества. К подобным иконам некоторые исследователи относят «Спаса Златые Власы». На ней нимб с крестом внутри, который обычно изображают над головой Христа, мастер заменил на золотые круглые пластины — дробницы. В старину подобными металлическими бляшками украшали одежды.

1 / 3Боголюбская икона Божией Матери. Первообраз иконы, XII век. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, ВладимирМосковская школа сформировалась в XIV веке. В это время Москва переняла институты власти Владимира и Суздаля, а на развитие искусства влияли московские князья и приглашенные из Византии митрополиты и художники. Работы московских мастеров сочетали в себе черты местной иконописи, южнорусских течений и поздней византийской живописи — палеологовского стиля.

В палеологовском стиле исчезла строгая каноничность ранних византийских образов, мастера возвращались к античной традиции. В библейских сюжетах пейзажи стали более детальными, появились бытовые элементы. Художники уделяли больше внимания формам, стремились подчеркнуть их определенными оттенками, а цветовые переходы стали мягче и пластичнее.

Для московских икон характерны большой размер, отчетливые и слегка уплощенные образы, яркие цвета. Иконопись XIV–XV веков прославляла местных святых: братьев Бориса и Глеба, митрополитов Петра и Алексия, преподобного Сергия Радонежского с учениками.

Во второй половине XIV — начале XV века самыми яркими представителями московской иконописи были Феофан Грек, Андрей Рублев и Даниил Черный.

1 / 3Борис и Глеб. Начало XIV века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Поздняя иконопись: Строгановская и Палехская школы

Строгановская школа живописи второй половины XVI — первой половины XVII века особенно выделяется среди поздней русской иконописи. Она названа по фамилии сибирских купцов-меценатов Строгановых, которые содержали иконописную мастерскую. Изначально школа придерживалась московского художественного стиля, в мастерской работали многие мастера из Москвы. Со временем строгановские иконописцы разработали собственные приемы.
Главными особенностями Строгановской школы стали миниатюрные размеры икон, сложные композиции и сочная цветовая гамма — на полутонах желтых, красных, розовых, зеленых и черных красок. Часто мастера украшали работы золотой и серебряной росписью.
Фигуру святого обычно помещали в центр иконы, ее изображали крупными цветовыми пятнами. Центральный образ обрамляли причудливым детальным пейзажем с палатами. Людей и растения изображали реалистично, максимально близко к натуре, все элементы тонко прорабатывали.
Самым известным мастером школы был Прокопий Чирин, он написал по заказу Строгановых икону «Никита Воин» и образ Владимирской Божией Матери.

1 / 3Чирин Прокопий Иванович. Никита Воин. 1593 год. Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ конце XVII века иконописная школа появилась в Палехе. В работах ее мастеров прослеживалась натуралистичность, характерная для светской европейской живописи, а также детали новгородского и строгановского стилей.

В палехских иконах, как и в новгородских, сохранилась монументальность, симметричность и лаконичность образов. В то же время сложные композиции с миниатюрными фигурами, множество пейзажных элементов и орнаментов, низкий горизонт и золоченые одежды святых отсылают к традициям Строгановской школы. Отличались палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой.

Характерным приемом для иконописи Палеха была роскрышь. Иконы писали в несколько слоев, которые наносили в строгой последовательности: сначала фон, затем горы, архитектуру, одеяния, открытые части тел и лики. На роскрышь накладывали плавь — очень тонкий слой краски, а после этого высветляли отдельные части иконы.

Фигуры святых изображали слегка вытянутыми, но реалистичными. Иконописцы работали темперой — краской, замешанной на яичном желтке. Она была стойкой и делала изображения глубокими и полными света.