Первые музеи России

Собрания редкостей и древностей в Российском государстве появились еще в XIII веке, однако для публики они оставались закрытыми еще несколько столетий. Узнайте, кто из русских князей считается первым коллекционером, у кого Петр I подсмотрел идею своей Кунсткамеры и как Александру Пушкину удалось попасть в закрытый Эрмитаж.

Первые коллекции на Руси

Собирать произведения искусства и книги в России начали еще в XIII веке — это были сокровищницы князей, монастырские библиотеки, ризницы соборов, где хранили ювелирные изделия, оружие, меха, изысканно оформленные рукописи. Богатое собрание антиквариата и произведений искусства хранилось в Оружейной палате и московском Арсенале, однако вход туда был запрещен. Первые частные коллекции появились в XIV веке: известно, что за всевозможными древностями охотился князь Симеон Гордый. Царь Алексей Михайлович собирал рисунки и гравюры, а патриарх Никон — эстампы, их тогда называли фряжскими или немецкими потешными листами. Коллекционировали живопись и графику не только члены царской семьи и священники, но и боярская знать, например князья Голицыны.

Музеи Московского Кремля. Церковь Ризоположения
Москва, КремльФонды нынешних Музеев Московского Кремля можно считать древнейшим собранием России. В Большой казне и в Оружейной палате хранили не только богатства, но и царские регалии. Например, как минимум с 1518 года там находится шапка Мономаха, а с эпохи Ивана Грозного — Казанская шапка,венец, который создали в середине XVI века в честь взятия Казани. Однако настоящим музеем, открытым для посетителей, Оружейная палата стала только в 1806 году по указу императора Александра I.
Первые законы о сохранении ценных произведений искусства принял Петр I. Он издал Указ о сдаче старинных редкостей комендантам, а также несколько указов о передаче в Петербург древностей и диковинок, об охране и восстановлении разрушающихся памятников старины. В 1701 году в Москве появился Цейхгауз, или Оружейный дом, где Петр повелел хранить редкие виды оружия и военные трофеи. А в Петербурге спустя восемь лет основали «модель-камору» с чертежами и моделями кораблей. Доступ публике туда был запрещен, но именно на основе этих собраний позже возникли Артиллерийский и Военно-морской музей.

Государев кабинет

В Европе с XVI века стали популярны так называемые кабинеты редкостей. Ученые или знатные люди собирали произведения искусства, антиквариат, редкие минералы. Изначально все эти ценности хранили в специальных шкафах со множеством полок и ящиков, которые и назывались кабинетами. С разрешения владельца коллекцию могли увидеть все желающие.Несколько кабинетов редкостей Петр I увидел во время своего заграничного путешествия с Великим посольством в 1697–1698 годах. Император решил устроить такой просветительский музей и в России — «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».Для «государева кабинета» по указу Петра начали собирать экспонаты:Каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди.

Круглый зал Кунсткамеры
В 1714 году в Петербурге открылась Кунсткамера. Первый публичный музей в России разделили на три отдела: в «мюнц-кабинете» показывали монеты и медали, в «натур-кабинете» демонстрировали чучела, гербарии, образцы древесины, а в библиотеке хранили древние рукописи и старинные книги.Собрание регулярно пополнялось: Петр выкупил для своего музея коллекцию минералов, раковин и растений, собранную нидерландским аптекарем Альбертом Себа. Вход в Кунсткамеру был бесплатным, иногда император лично проводил экскурсии и рассказывал о своей коллекции.

Здание КунсткамерыНынешнее здание Кунсткамеры, куда коллекцию переместили из Летнего дворца, достроили в 1734 году. В восточном крыле разместили основное собрание, в средней части обустроили Анатомический театр, а в башне расположились обсерваторияи знаменитый Готторпский глобус диаметром 3,1 метра — первый в мире глобус-планетарий. В западной части чуть позже обосновалась Академия наук — именно там работал Михаил Ломоносов.Вскоре в России стали открываться и другие музеи. Первая картинная галерея разместилась в Монплезире — дворце Петра в Петергофе. Император собрал большую коллекцию работ голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII века. К 1722 году в Монплезире хранилось более 200 полотен. Во время своих заграничных поездок Петр посещал аукционы и выставки, приобретал картины. С некоторыми художниками он был знаком лично, например с маринистами Людольфом Бакхёйзеном и Адамом Сило.
В конце XVIII столетия небольшие музеи начали открывать при учебных заведениях. В Московском университете появились Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, при Академии художеств — картинная галерея из работ европейских художников, их передал в дар меценат Иван Шувалов. Интересно, что от первоначальной коллекции Шувалова до наших дней в собрании Академии осталась только одна работа — картина венецианского мастера Андреа Челести «Избиение младенцев».

Эрмитаж — «приют отшельника»

Собрание Петра I в Монплезире продолжила пополнять Екатерина II. Она же основала в 1764 году картинную галерею Императорского Эрмитажа. История галереи началась с частного собрания Иоганна Эрнста Гоцковского — более 200 работ голландско-фламандской школы первой половины XVII века, среди которых были полотна Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Рембрандта и других художников. Гоцковский передал его Екатерине в счет долга.

ЭрмитажСобрание Петра I в Монплезире продолжила пополнять Екатерина II. Она же основала в 1764 году картинную галерею Императорского Эрмитажа. История галереи началась с частного собрания Иоганна Эрнста Гоцковского — более 200 работ голландско-фламандской
школы первой половины XVII века, среди которых были полотна Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Рембрандта и других художников. Гоцковский передал его Екатерине в счет долга.
Коллекция Эрмитажа продолжала регулярно пополняться. При Александре I и Николае I для музея приобретали не только частные собрания целиком, но и отдельные произведения.
Само слово «эрмитаж» с французского переводится как «приют отшельника» или «уединенное место». Своему названию собрание соответствовало вплоть до середины XIX века: попасть в него могли только избранные. Например, Александр Пушкин смог побывать в Эрмитаже только благодаря рекомендации поэта Василия Жуковского — на тот момент наставника наследника престола. Богатейшую в Российской империи коллекцию сделал достоянием общественности император Николай I. В феврале 1852 года Эрмитаж открылся для публики в специально построенном новом здании, и к 1880 году его посещали в год 50 тысяч человек.

Государственный Русский музейВо второй половине XIX века в Эрмитаже появились картины русских живописцев — этому во многом поспособствовал старший хранитель и искусствовед Андрей Сомов, отец художника Константина Сомова. В 1895 году большую часть произведений отечественных мастеровпередали Русскому музею. Его открыли по указу Николая II в 1898 году и назвали Музеем Александра III. Первые картины поступили в новое собрание из Эрмитажа, Академии художеств, загородных императорских резиденций, в том числе из Гатчинского и Александровского дворцов, а также из частных коллекций.

История провинциальных музеев

Первым провинциальным публичным музеем в России стал «музеум», открытый в 1782 году в Иркутске по инициативе губернатора Франца Клички. Его создание поддержала императрица Екатерина II. Посетители могли увидеть коллекции, связанные с естественной историей и этнографией.
В 1803 году на берегу Плещеева озера открылся, как бы сейчас сказали, первый музей одного экспоната. Именно здесь в 1689–1692 годах Петр I создал свою Потешную флотилию. Построенный им ботик «Фортуна» император повелел хранить для истории и даже издал по этому поводу в 1722 году специальный указ. Для экспонирования ботика на берегу озера построили каменное здание, сейчас это филиал Переславского музея-заповедника.
А вот первый общедоступный художественный музей за пределами Москвы и Петербурга открылся 29 июня 1885 года в Саратове. Музей имени писателя Александра Радищева был основан по инициативе его внука — художника-мариниста Алексея Боголюбова. Основой музейного собрания стала его личная коллекция. Одна из местных газет писала:
Еще с утра у здания собралась огромная толпа в несколько тысяч человек. Ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, пускалось по 500–600 человек.Вход в музей был бесплатным, но благодаря многочисленным пожертвованиям, в том числе от московских меценатов, его художественную коллекцию пополняли работы знаменитых русских художников — Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Поленова и других.
Всего к революционному 1917 году в России работало около 500 частных и государственных музеев. Многие меценаты открывали свои собрания для публики. Например, Мария Тенишева создала музей русской старины, Павел Третьяков подарил знаменитую галерею Москве, а Сергей Щукин водил экскурсии по собственному дому, где висели полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Что было дальше?

Реставрационный центр им. И.Э. ГрабаряПосле Февральской революции 1917 года дворцовые коллекции и музеи получили статус национального достояния. Временное правительство организовало художественно-исторические комиссии, а через несколько лет началась работа по созданию государственной
системы управления музейным делом и охраны памятников. Множество памятников культуры в годы Гражданской войны удалось сохранить благодаря художнику и искусствоведу Игорю Грабарю. По его инициативе при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения работала комиссия, которая стремилась сохранить древнерусскую живопись. Позже ее преобразовали в Центральные государственные реставрационные мастерские. Это был первый официальный центр, который занимался реставрационной деятельностью. В 1923 году вышло постановление правительства, согласно которому все музейные фонды стали государственным достоянием, а спустя год появился Государственный музейный фонд.

App Store
Google Play

Проект Министерства культуры Российской Федерации и портала «Культура.РФ»Условия использования материалов сайта